Клирики Ижевской епархии приняли участие в обсуждении вопросов монашеских традиций в условиях современности

28 января 2019 года участники в рамках ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность» состоялось обсуждение в направлении «Древние монашеские традиции в условиях современности».

В Богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, которое возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, прибывшие на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.

От Ижевской епархии в монашеском форуме приняли участие ключарь Александро-Невского собора г. Ижевска архимандрит Вениамин (Крюков) и монах Спиридон.

Вниманию слушателей было предоставлено несколько докладов на актуальные темы.

Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание: от истоков до современности». Митрополит Георгий назвал страсти, лежащие в основании ложных побуждений к монашеству: гордыню и тщеславие, желание выделиться, самоутвердиться или, напротив, спрятаться в монастыре от личных проблем, – а также иные внешние обстоятельства, при опоре на которые монашество для человека будет не только неполезно, но и опасно.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основныхмировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности − рабством. Такая подмена происходит, прежде всего, в сознании нецерковных людей, хотя известны случаи, когда и в церковной монашеской среде свободу и ответственность подменяют произволом и стремлением избежать всякой ответственности за свою жизнь. Помочь молодым людям привести в состояние гармонии столь дорогую для них свободу и столь необходимую для нашего общества ответственность через добрый пример жизни христиан – задача, которая стоит сегодня перед людьми Церкви.

Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы. Духовникам необходимо понимать, из какого общества приходит в монастырь современный человек, и самым надежным средством помощи такому человеку, по мнению митрополита Арсения, была и остается молитва. Приобретению рассудительности у новоначального содействует частое общение с духовником.

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил аудитории доклад «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Если задаться вопросом, что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо, прежде всего, вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении.

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих – как для игуменов, так и для послушников – иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. Как в семье, так и в монастыре больше трудов несет тот, кто терпелив, но это не означает, что слабым здесь нет места.

Перед участниками выступил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий с докладом «Почему монахам нужно образование»Его Высокопреосвященство начал с тезиса, что ученость монашества заложена в основание Предания Церкви и является добродетелью в святоотеческом понимании этого слова. На первый план нынче выступает такой аргумент, как возможность восполнить качественным образованием недостающий духовный и житейский опыт в ситуации, когда от современного монашества повсеместно люди ждут наставления, духовных советов и поддержки, а большинство монашествующих к такой миссии не готовы. Монахи могут принести много пользы приходящим в обители людям, но, как сказал владыка Амвросий, повторив слова митрополита Сурожского Антония, «для этого нужно быть либо святым, либо образованным», в частности не только глубоко знать христианскую традицию, но и уметь донести ее содержание до современников, особенно молодежи, на понятном им языке. Притом в наше время всё чаще этот язык не  подразумевает упрощенность.

Архимандрит Максим (Кирицис), игумен монастыря преподобного Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь), в докладе «Кто ты: раб или свободный? Какую свободу дает монастырь современному молодому послушнику» напомнил участникам семинара, что одним из элементов богоподобия является свобода, которая по причине тварности самого человека тоже является тварной и неабсолютной. Подобно тому, как мы имеем одну природу с Богом, мы могли бы иметь и единую волю с Ним. Но после грехопадения зло получило возможность влиять на человека, нарушив естественные законные отношения человека с Творцом. Преподобный  Максим Исповедник пишет, что простой разум человека разделился на многие мнения и представления и возвращение человека к состоянию Адама до грехопадения стало невозможным. Исцеление пришло от Всеблагого Бога. Посредством восстановленной связи с Богом человек приобретает и подлинную свободу, свободу во Христе. Монашеская жизнь – это отказ от собственных идей, стремлений и воли. Насколько монах приносит в жертву свою волю, настолько ему открывается воля Божия.

Игумен Дионисий (Шлёнов), преподаватель Московской духовной академии, в исследовании «Свобода во Христе и путь к ней: святоотеческие определения и наставления» представил вниманию собравшихся панораму использования понятия «свобода» в текстах древней греческой традиции. Все авторские переводы текстов, посвященные этому термину, прозвучали впервые. Всего в греческой литературе слово «свобода» с IV до XVIII века встречается 10,5 тысяч раз. 790 раз это слово использовалось в эпоху до Рождества Христова. Таким образом, на христианскую эпоху приходится наиболее частое его употребление. Чаще всего использовал это понятие святитель Иоанн Златоуст. В центральных регионах Византии слово «свобода» было употреблено в текстах рукописей 2,5 тысячи раз – чаще, чем в любом другом уголке земного шара в этот период. В Священном Писании есть несколько стихов − в Посланиях апостола Павла, апостола Иакова и апостола Петра, − где говорится о свободе. Из приведенных докладчиком апостольских и святоотеческих цитат очевидно, что свобода понимается авторами текстов как освобождение человеческой души от рабства греха. Формулировка «закон свободы» стала ключевой формулой христианской аскетики.

Семинар завершился докладом епископа Ейского и Тимашевского Павла «»Время сеяния» – о важности приобретения навыков в добродетелях в первые годы жизни в монастыре». Владыка Павел построил выступление на основании своего многолетнего опыта монастырской жизни и управления монастырем и обосновал многие положения доклада практическими же советами святых отцов и примерами народной житейской мудрости. Наряду с примерами из трудов известных наставников монашества владыка Павел поделился опытом окормления новоначальных, который приобрел в общении с приснопамятным старцем Наумом (Байбородиным). Отец Наум советовал молодым монахам в первые годы даже на краткое время не покидать монастырь, при этом он благословлял получать богословские знания и не переставать учиться практике монашеского делания у опытных насельников, посещать духовные беседы, не менее полутора часов в день отводить на чтение духовной литературы.

По материалам Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Фото: Владимир Ходаков